Нет, я, конечно, часто проезжаю или даже прохожу мимо пермского автовокзала. Снаружи выглядит неброско, но ездят автобусы и стоят пассажиры. А тут погрузился в эту кухню поглубже.
Оба билета были сознательно взяты на ночную поездку. Ехать без малого 600 км и 11 часов лучше в темноте: так спать сподручнее. Потому что маршрут, в основном, проходит по однообразным лесам.
Вокзалы. Оба вокзала - что в Перми, что в Уфе - убоги. Простые скамьи, вонь от ларьков с пирожками. Холодно (в Перми почти как на улице, в Уфе потеплее). На пассажиров попеременно воздействуют то попрошайки, то навязчивые и наглые таксисты. Понавешаны экраны с расписанием, половина выключена.
Холодные платные туалеты вызвали ностальгию по детству: всё те же дырки в полу, недалеко ушедшие от деревенских толчков по удобству, сбивающий с ног запах и туалетная бумага, выдаваемая кассиром. Трогательный бонус: если у тебя билет на поездку, то посещение бесплатное.
Когда уезжал из Перми, я прибыл практически к автобусу и вокзалом насладиться не успел, но зато по прибытии обратно зажал денег на такси и вынужден был провести там 40 минут, дожидаясь начала движения первых троллейбусов. В Уфе просидел чуть дольше, и успел посмотреть войну охранника со стаей таксистов.
Автобусы. Это - вообще свой мир, со своими законами и правилами. Да, междугородние, мягкие, с номерованными местами, откидывающимися сиденьями. При этом старые и с двумя водителями, которые рулят попеременно. В автобусах висят телевизоры, но их не включают.
Пермь-Уфа был более-менее, возрастом лет 10-12, но часть сидений с поломанными фиксаторами спинки. Вроде Setra. Он был башкирской приписки, с водителями-башкирами. Тёплый салон (я разделся до футболки) и довольно мягкий ход. Сзади туалет, но он закрыт. Время от времени объявляется "зелёная стоянка", и пассажиры отливают в деревянные толчки возле придорожных забегаловок, с красивыми жёлтыми сталагмитами внутри. Задние сиденья отгорожены загородкой, там отдыхает свободный водитель. Первые восемь сидений - тоже не используются для перевозки по билетам, на них навалены шмотки водителей, но мне было разрешено кинуть туда свой рюкзак. В итоге, используется в лучшем случае 2/3 сидячих мест автобуса, что странно в плане рентабельности. Посреди ночи автобус остановился в очередном селе, и оба водителя пошли в кафе пожрать на 20 минут. Я тоже там перекусил. Несмотря на всё это, расписание движения соблюдалось довольно вольно: в Уфу мы прибыли на час раньше положенного, и водители с матом принялись торопить заспанных пассажиров и выгонять их из салона.
Уфа-Пермь оказался древним Kia, возрастом лет двадцати, а то и больше. Тряский и очень холодный. С сиденьями ситуация ровно та же: самые задние и самые передние отвоёваны водителями у пассажиров и не используются по назначению. На поссать вставали только один раз. Но самое ужасное - состояние ходовой: автобус подпрыгивал, стучал и брякал на каждой кочке, при этом уходя с траектории. Я покупал билет сильно заранее, и мне досталось место №4, откуда прекрасно видно водительское место. Так вот, всю дорогу (из-за холода и неудобного сиденья спал я мало) я наблюдал за тем, как водилы хмуро отлавливают рулём плавающий по всей ширине дороги автобус, увёртываясь от встречных. Благо, ночью в ебенях, да ещё в мороз под -30, встречных мало. Я был рад, когда покидал эту шайтан-повозку.
Общее впечатление от трипа - ну его нахуй. К сожалению, до Уфы поездом добраться можно только с пересадкой, а оплата автомобильной поездки (хоть пассажиром, хоть на своей тачке) мне не положена. Качество автобусных перевозок в наших краях не меняется во временем и остаётся в лохматых девяностых, не хватает только цыган и лоточников с видеокассетами.
По возможности, избегайте путешествий на междугородних автобусах, пермяки. Быть может, где-то в других областях ситуация кардинально отличается, но я бы сильно на это не надеялся.
Journal information